Литургия св. апостола Иакова |
Святые покровители | |
В настоящее время в нашей Церкви совершается три вида Литургии: Литургия святителя Иоанна Златоуста, Литургия святителя Василия Великого и Литургия Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова. Однако с первой половины XX века в богослужебную практику вновь начинает входить мало кому известная, древнейшая Литургия святого апостола Иакова. Это дошедшее до нас через тысячелетия сокровище древней Церкви, рожденное в ее колыбели — Иерусалимской христианской первообщине.
Иерусалимские истоки Сию Божественную литургию святаго славнаго апостола Иакова, брата Божия и перваго архиереа иерусалимскаго от святыя Православныя Церкве Иерусалимския прияхом… В первые годы христианства не было устоявшегося образца для совершения богослужения. В каждой христианской общине Литургия совершалась со своими особенностями. Постепенно опыт совершения молитвословий закреплялся и складывался богослужебный чин. Таким образом, образовывались, «выкристаллизовывались» чинопоследования Литургий, которые носили имена апостолов: например, антиохийская Литургия 12 апостолов, Литургия апостола Марка и Литургия апостола Иакова. В Русской ЦерквиНе знаше бо сея службы Церковь Российская, ниже прочия Церкви народов словенских: от царскаго бо града Константинополя прияша богослужебный чин… В России до XX века эту Литургию почти не знали. Лишь в 1938 году в русском зарубежье игуменом Филиппом (Гарднером) по благословению митрополита Кишиневского и Хотинского Анастасия был подготовлен ее богослужебный перевод, а также песнопения на церковнославянском языке. Впервые в переведенном виде эта Литургия была совершена в Белграде. Примечательно, в какой тяжелейший период для Русской Церкви начала совершаться Литургия апостола Иакова. Вот какие удивительные, наполненные болью и надеждой строки мы встречаем в послесловии к церковнославянскому переводу: «Мним, яко в скорбныя дние наши, егда Церковь Русская в гонении и разсеянии обретается, Литургия сия зело приличествует: многажды бо молимся в ней о еже в гонении, в заточении, в тяжких работах и в многоразличных скорбех сущих, вельми умилительны и пространны суть молитвы сии, ихже изрекоша древние христианы, егда за веру гонения и скорби терпеша». Необычный чин…Не обычен есть в дни наши сицевый чин… В послесловии к церковнославянскому переводу Литургии святого апостола Иакова говорится: «Ведомо буди, яко изменися мало чин сей от дней апостольских. Святыя отцы наша установиша, да поются песни некия, ихже не бысть во дни святых апостол, сиречь: Единородный Сыне, Трисвятое, таже Символ православныя веры, и иныя. Сие богоносныя отцы наша учиниша научения христиан вере ради». «И аще суть причащающияся миряне, приходят со смирением ко Архиерею (или иерею), и той, держа в шуйце (левой руке — Авт.) дискос со Святым Хлебом, глаголет: Тело Христово. И отвещает приходяй: Аминь. И влагает Архиерей (или иерей) часть Святаго Хлеба во уста ему, и той снедает ю и приходит к диакону, и глаголет диакон: Кровь Христова, Чаша Жизни. И отвещает приходяй: Аминь. И дает ему диакон пити из чаши мало. И сице причащаются людие… публикуется по материалам сайта Саратовской епархии "Православие и современность"
|
Таинство Покаяния (Исповедь) |
Каждый раз, когда в храме совершается Божественная Литургия, перед началом службы из алтаря выходит священник. Он направляется в притвор храма, где его уже поджидает народ Божий. В его руках Крест - знамение жертвенной любви Сына Божия к человеческому роду, и Евангелие - благая весть о спасении. Священник полагает Крест и Евангелие на аналой и, благоговейно поклонившись, возглашает: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь". Так начинается Таинство Исповеди. |