Главная Святыни Храм Гроба Господня
dscn2528.jpg

Катехизация

Жизнь прихода

Храм Гроба Господня
Святыни

Новый раздел нашего сайта повествует о святынях Православия - реликвиях, храмах, мощах, чудотворных иконах и святых местах, благодатью Божией существующих в мире.

Эту тему хотелось бы начать с расказа о величайшей святыне христианского мира - Храме Гроба Господня в Иерусалиме.

 

 

К западу от Голгофы, в саду Иосифа Аримафейского, находилась скала, в которой была высечена погребальная пещера, какие и спустя несколько столетий после смерти Спасителя можно было видеть не только в окрестностях Иерусалима, но и по всей Святой земле. Обычно такие гробницы высекались в скале и состояли из двух частей — притвора и погребальной пещеры, в которой находилось каменное ложе, на которое клали тело умершего. Вход в пещеру закладывался большим камнем, чтобы дикие звери — шакалы и лисы — не могли пробраться к мертвому телу. В такую погребальную пещеру по снятии с креста и было положено божественное тело Господа нашего Иисуса Христа.

К северу от этих скал находился сад, в котором Господь по Воскресении Своем явился Марии Магдалине (Ин. 20, 11-17). Место, где стоял Господь, отмечено большим мраморным кругом; рядом — место, где Иисус Христос по Воскресении явился Богоматери, Которая находилась на этом месте, пока Ее Божественный Сын пребывал во гробе. К востоку располагалось глубокое подземелье, где впоследствии равноапостольной царицей Еленой был обретен Животворящий Крест Господень.

В первые века христианства сюда приходили ученики Иисуса Христа, а впоследствии и новопросвещенные христиане, уверовавшие в то, что Распятый на Голгофе и в третий день Воскресший воистину был Сын Бога Живого. Гонимые римскими властями и местными правителями первые христиане поклонялись этим местам тайно. Чтобы отстранить их отсюда, римский император Адриан, захвативший Иерусалим, в 135 г. приказал место между Голгофой и пещерой погребения сровнять с землей, завалить мусором и соорудить здесь языческие храмы. На этих святых местах язычники поставили своих идолов: на месте Голгофы — Венеру, а на месте погребальной пещеры — Юпитера,чтобы христиане, поклоняясь своим святым местам, выглядели бы идолопоклонниками. Почти 200 лет места нашего Спасения были скрыты от глаз людских, но сами языческие храмы указывали эти святыни приходившим на поклонение.

Приняв христианство, император Константин первым делом приказал соорудить на святом месте храм удивительной красоты, который «был бы великолепнее всех храмов, где-либо существующих, и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений». В 326 г. в Иерусалим прибыла царица Елена, мать императора Константина, которая и начала возведение храма над Гробом Господним. Уже в 333 г. он был освящен митрополитом Кесарий-ским Евсевием Памфилом, который, как первый церковный историк, составил и описание храма. При его сооружении некоторые скалы были отсечены и по возможности выровнены, но некоторые части их были сохранены и вошли в состав возводимого храма. Поэтому большая часть храма с его приделами находится на одном уровне, другая часть — на возвышении (на сохраненной скале), а третья расположилась ниже пола, образуя подземные приделы и часовни.

Прежде всего от скалы была отделена пещера погребения, чтобы ее можно было целиком включить в воздвигнутую круглую часовню. Эту часовню, которая по-гречески называлась Анастазис (Воскресение), окружали 12 колонн (по числу апостолов). От нее на восток шел собственно Храм, перед которым был четырехугольный двор с крытыми ходами, а во двор вела лестница с колоннами. Все это было украшено мрамором, блестело золотом и драгоценными камнями. Но этот первый Храм простоял менее 300 лет, т. к. в 614 г. он был, как и сам город, разрушен армией персидского царя-огнепоклонника Хозроя. Однако уже в следующем году, уступая просьбам своей жены-христианки, он разрешил на месте разрушенного храма выстроить новый. Бедность после разорительных набегов персов не позволяла воссоздать храм в его первоначальном великолепии, и потому были возведены четыре отдельных храма.

Над пещерой погребения Иисуса Христа вновь была возведена круглая часовня, как это было при императоре Константине; над Голгофой и местом обретения Животворящего Креста Господня — два небольших храма, а четвертый храм — во имя Пресвятой Богородицы — возвышался приблизительно там, где находился Камень миропомазания. В таком виде застали эти святые места арабы, захватившие Иерусалим. Халиф Омар не разрушил христианские храмы, но его наследники, если и не разрушали их, то постоянно грабили, особенно в IX—X вв. Крестоносцы, завладевшие Иерусалимом в XI в., передали все христианские храмы католическому духовенству. За 50 лет своего владения городом крестоносцы подвели стоявшие по отдельности храмы под общую крышу,и в таком виде он сохранился до нашего времени, хотя еще не раз подвергался разрушениям.

Храм Гроба Господня, длина которого более 80 метров, окружен множеством пристроек, потому что все христианские конфессии стремились быть как можно ближе к нему. Его окружали Православная патриархия, с севера примыкали латинский и коптский монастыри, к последнему с востока храма прилегал абиссинский. Между ним и площадкой перед входными воротами располагался православный монастырь Святого Авраамия. Сверху храм покрывают два купола: один находится над часовней Гроба Господня, другой — над православным приделом Воскресения. Внутри храма тоже имеется много отдельных частей, приделов, церквей, часовен, лестниц, галерей, келий и т. д.

Прежде в храме Гроба Господня было семь открытых дверей, но к сер. XIX в. остались только одни, и теперь в него ведет большой темный притвор, освещаемый лишь открытыми дверями и небольшим окошечком над ними. Приблизительно в сорока шагах от этих дверей находится место Снятия с Креста, а прямо перед входными дверями лежит Камень миропомазания — одна из величайших святынь христианского мира, представляющий собой низкую плиту длиной около двух метров. На ней лежало пречистое тело Спасителя после снятия с креста, здесь Его перед погребением помазали благовонным миром и обвили плащаницею. Камень этот в древние времена был покрыт плитой, но во время пожара 1808 г. она потрескалась и теперь заменена другой плитой — красноватого цвета. Вокруг Камня миропомазания стоят десять больших свечей в подсвечниках, а над ним висят восемь больших лампад, принадлежащих православным, католикам, армянам и коптам. По благочестивому обычаю раньше паломники освящали, возлагая на Камень миропомазания, белое полотно такой же длины и ширины, что и сам Камень. Потом это полотно они увозили с собой и хранили до смертного часа, завещая завернуть в него свое тело.

В сорока шагах к западу от места Снятия с Креста находится часовня Гроба Господня, вход в которую идет слева от Камня миропомазания. Часовня находится в Ротонде — круглой постройке (диаметром 22 м), перекрытой куполом, на котором установлен крест. Купол имеет отверстие, внутри (сверху и до половины) он обит кедровым деревом, а ниже на его стенах помещены изображения всех пророков. В центре этой Ротонды и находится часовня Живоносного Гроба Господня, построенная над скалой, в которой была сделана погребальная пещера. Греческие монахи, издавна опекавшие Гроб Господень, назвали часовню Кувуклией, что означает «спальня, опочивальня, царская сокровищница». Снаружи часовня имеет вид прямоугольного строения, возведенного из розового мрамора; изнутри оно тоже выложено желтовато-розовым мрамором, образующим колонны, пилястры, арки, фронтоны и красивый круглый купол. Во время больших праздников Кувуклия, как и весь храм, украшается иконами и дорогими тканями. Здесь горит множество лампад, число которых порой доходило до трех тысяч.

Внутри Кувуклия разделяется на два придела: придел Святого Ангела и сам Гроб Господень. Вход в первый придел идет по широкому мраморному крыльцу с тремя ступенями: по обе стороны — перила из белого мрамора, над входом — мозаичное мраморное изображение Воскресения Христова. В центре придела Святого Ангела стоит высокая мраморная ваза, в которую вложена часть камня, отваленного Ангелом от Гроба Господня. Над вазой висят лампады, принадлежащие разным христианским конфессиям; когда литургию служит греческий патриарх, вазу эту покрывают серебряной доской, которая служит престолом. Придел Святого Ангела является своего рода проходом во второй придел Кувуклии, куда ведет очень низкий вход, поэтому все паломники должны низко наклониться — поклониться! — перед входом в часовню Святого Гроба Господня. Над входной дверью в нее изваяны два ангела, держащие венок; двери часовни обращены к востоку, и при входе в нее виден камень, на котором сидел Ангел, возвестивший женам-мироносицам: «Что ищете живого среди мертвых? Его здесь нет: Он воскрес».

Небольшая пещера Гроба Господня на высоту чуть выше человеческого роста обложена белым мрамором. В этой пещере и находится каменный выступ, три дня служивший Спасителю смертным ложем. Отсюда Он воскрес во искупление грехов человеческих и для воссоединения людей с Богом. Апостолы и святые отцы церкви свидетельствуют, что при воскресении Иисуса Христа гроб Его осветился невещественным светом. Гроб Христов расположен справа от входа. Он покрыт каменной плитой, на которой высечено изображение Иисуса Христа с вытянутыми руками. Тут же стоит серебряный ковчег, в который вложен Символ веры на греческом языке. Само погребальное ложе Спасителя сейчас не видно, оно покрыто мраморной плитой, которую положила царица Елена, чтобы никто не касался священного одра. В плите сделаны отверстия, через которые паломники и прикладываются к трехдневному ложу Спасителя; кроме того, верхняя часть плиты посередине расколота, и священное предание рассказывает об этом следующее: Однажды турки захотели получить этот мрамор для своей мечети, но Ангел провел по ней знак, после чего плита треснула, сразу потеряв для турок всякую ценность. По другой версии сами христиане распилили эту плиту, чтобы отвлечь от нее внимание турок.

Над святым гробом поставлена икона с образом Воскресшего Иисуса Христа; вокруг много древних икон в богатых окладах, еще больше свечей, и вся мраморная плита уставлена подсвечниками с горящими лампадами и вазами с цветами. Часовню Живоносного Гроба Господня покрывает малый купол, обитый оловом; купол поддерживают 12 златоглавых столбов, а под ними более 50 золотых и серебряных лампад спускаются со свода, освещая Кувуклию. Лампады принадлежат четырем конфессиям: православным, армянам, католикам и коптам. Одновременно в этом приделе могут находиться не более 3-4 человек; каждого входящего монах окропляет освященной ароматной водой. Низко склонившись, приникают паломники к неиссякаемому Источнику утешения, принося бремя своих скорбей и страданий к подножию Гроба Спасителя мира, раскрывают тайны души своей и смиренно просят милости Божьей. Окон в Кувуклии нет, а в северной и южной стенах устроены отверстия, через которые патриарх в заутреню Пасхи раздает через епископов пучки свечей с благодатным огнем Господним. Выходят из придела пятясь, чтобы лицо человека оставалось обращенным к Гробу Господню.

В Ротонде находятся церкви различных вероисповеданий: с южной стороны к часовне Гроба Господня примыкает коптская церковь, близ нее — сирийская, в которой стоят гробницы Иосифа Аримафейского и Никодима, высеченные из камня, и т. д. Против Кувуклии расположен притвор Русской Православной Церкви. Здесь на богато отделанном золотом алтаре лежат четыре большие иконы работы российских мастеров. Слева от часовни Гроба Господня располагается придел Темницы Христовой, куда Сына Божьего, пока Его готовили к казни, заключили вместе с двумя разбойниками.

Выйдя из Святого Гроба Господня и придела Святого Ангела, паломник видит перед собой греческую православную церковь Воскресения, которая от часовни отделяется аркой. Эту церковь еще называют соборной: она занимает середину храма Гроба Господня с алтарем на восток и представляет собой как бы меньший храм внутри большого храма. Церковь обширна и богато украшена: иконостас ее сделан из чистого золота, все иконы византийского письма. В середине притвора стоит напольная мраморная ваза (наподобие столбика), являющаяся отметкой центра христианского мира: это «ось мира», знаменитый «пуп земли», на этом месте по преданию Бог создал Адама. Над «центром земли» висит огромное паникадило с двумя другими — меньшей величины. Примерно в 30 шагах от «пупа земли» возвышаются (на одну ступень) престолы патриархов: с правой стороны — Иерусалимского, этот престол вызолочен и над ним сделана златая глава. Близ него — престол патриарха Александрийского, с левой стороны — престолы патриархов Константинопольского и Антиохийского. В храме Гроба Господня находятся приделы различных христианских исповеданий; часть из них расположилась вокруг храма Воскресения.

Публикуется по тексту книги "Православные святыни", авт. Н.А. Ионина, изд-во "ОЛМА-ПРЕСС", 2007.

 
Священнослужители

По примеру ветхозаветной церкви, где были первосвященники, священники и левиты, святые Апостолы  установили и в новозаветной христианской Церкви три степени священства: епископов, пресвитеров (т. е. священников) и Диаконов. Все они называются священнослужителями, потому что через таинство священства они получают благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой; совершать богослужения, учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию) и управлять церковными делами.

Мы Вконтакте

Ильинский храм, Яковлевское.
Открытое сообщество

Пожертвование

Дорогие братья и сестры!

Вы можете помочь
восстановлению
Ильинского храма,
село Яковлевское.