Главная Беседы Литургия Преждеосвященных Даров
DSC01626.JPG

Катехизация

Жизнь прихода

Литургия Преждеосвященных Даров
Беседы

Литургия Преждеосвященных Даров — чин Божественной литургии, который совершается Православной Церковью только в дни Великого Поста. Божественная литургия — это великое торжество для каждого христианина и всей Церкви Христовой.


В дни Великого поста, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и не нарушать при этом постового покаянного настроя совершением полной торжественной Литургии Шестой Вселенский Собор постановил совершать неполную Литургию — Литургию Преждеосвященных Даров.

Чин этой Литургии был составлен и введён в богослужебную практику во второй половине VI века Римским святителем Григорием Двоесловом.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам Святой Четыредесятницы, в четверг пятой седмицы Великого Поста, в день памяти сорока мучеников Севастийских и ещё в ряде предусмотренных уставом случаев. На Страстной седмице Литургию Преждеосвященных Даров положено совершать в первые три дня.

На этой Литургии верующие причащаются Святыми Дарами, освящёнными на предыдущей полной Литургии святителя Василия Великого или Иоанна Златоустого. Поэтому на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношения просфор и вина и их особого приготовления для Таинства Евхаристии. На этой Литургии также не положено причащать грудных младенцев. Не совершается на этой Литургии и сама Евхаристия.

Начинается богослужение с Вечерни. Первый возглас священника такой же, как и на обычной, полной Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа…».

На Вечерне читается кафизма — псалмы из книги Священного Писания, называемой Псалтирью. В это время в алтаре священник переносит Святые Дары с Престола на Жертвенник, а молящиеся в храме при этом стоят на коленях.

После Входа с кадилом, а на Страстной седмице — Входа с Евангелием, звучит песнопение «Свете Тихий…». В нём мы слышим весть о пришествии на землю Спасителя, о начале нового благодатного дня вечной жизни.

Начинается чтение паремий — отрывков из Священного Писания Ветхого Завета. Во время первой паремии зажжённая свеча ставится на Евангелие, лежащее на Престоле. Это действие символизирует то, что все пророки и праотцы Ветхого Завета были освящены тем же Божественным Светом, который просвещает всех людей и ныне.

По окончании чтения первой паремии предстоятель берёт свечу и кадило и благословляет молящихся, возглашая: «Свет Христов просвещает всех!» Свеча является здесь символом Господа Иисуса Христа, Который есть Свет миру.

Обычай осенять молящихся зажжённой свечой восходит к первым векам христианства. Оглашаемые, желавшие принять Таинство Святого Крещения в дни Великого Поста, перед выходом из храма благословлялись священником зажжённою свечою. Это действие символизировало просвещение оглашенных Божественным Светом, Светом благодатного Крещения.

После прочтения второй паремии полагается пение стихов из 140-го псалма. Стоя перед амвоном, чтец или трио поет: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…». Основной молитвой всего великопостного богослужения является покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина, которая говорит нам о главных добродетелях и главных опасностях в духовной жизни. Затем звучат особые молитвы и прошения о тех, кто готовится принять Святое Крещение.

Во время произнесения диаконом ектений на амвоне храма священник разворачивает на Престоле Антиминс. Этим греческим словом называется прямоугольный плат из шёлка или полотна, обычно с изображением Положения Спасителя во Гроб, с зашитыми частицами мощей каких-либо святых.

Наступает торжественный момент — перенесение Святых Даров с Жертвенника на Престол. Внешне Вход священника и диакона со Святыми Дарами в алтарь походит на Великий Вход за полной Божественной литургией, но по существу и духовному значению он совершенно иной. Дискос и Чаша ставятся на Престол. Все молящиеся в храме поют вместе с хором молитву Господню «Отче наш». После возгласа: «Преждеосвященная Святая Святым», — священнослужители в алтаре причащаются Святых Христовых Тайн. Отверзается завеса Царских врат и Чаша со Святыми Дарами выносится для причащения верующих.

Богослужение заканчивается. Звучит призыв: «С миром изыдем». Все стоящие в храме подходят к священнику и прикладываются ко Кресту.

Мы выходим из храма. За его стенами нас ожидает жизнь, полная скорбей и трудов. Но теперь нашу жизнь озаряет Свет Божественной благодати.

 

 

 
О чтении Евангелия

Евангелие в православном вероучении занимает главное место. Это Книга Книг для христианина. Даже строители коммунизма в первой половине двадцатого века использовали в своем кодексе переиначенные выдержки из Благой Вести, не говоря уже о простом народе.
На цитаты из Евангелия опираются священники во время произнесения проповедей. На огласительных беседах батюшки просят крещаемых прочитать хотя бы Евангелие от Марка, самое короткое. Тем не менее, многие действительно не понимают: «А зачем надо читать  Евангелие?»

Мы Вконтакте

Ильинский храм, Яковлевское.
Открытое сообщество

Пожертвование

Дорогие братья и сестры!

Вы можете помочь
восстановлению
Ильинского храма,
село Яковлевское.