Главная Сценарии Проповедь на притчу о немилосердном должнике
hram98.jpg

Катехизация

Жизнь прихода

Проповедь на притчу о немилосердном должнике
Слово пастыря

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, вновь и вновь святое Евангелие предлагает нам темы для духовных размышлений. Сегодня мы слышали притчу о двух должниках. В ней Царство Небесное подобно царю, решившему посчитаться со своими должниками.

Вот привели человека, который был должен десять тысяч талантов. И так как этот человек не имел такого количества денег, то господин имел право вступить во владение всем его имуществом, вплоть до членов его семьи. И, понимая, что не может вернуть долг, этот человек пал на колени перед царем и молил, чтобы тот потерпел немного. Сжалился царь, простил весь его долг и отпустил его. У этого человека, в свою очередь, тоже были должники. Он поспешил к одному, задолжавшему ему сто динариев и стал требовать вернуть долг. И, не обращая внимание на его мольбу, подождать, посадил должника в темницу. Товарищи этого несчастного огорчились и рассказали царю. Вновь призывает государь бывшего должника и говорит: «Злой раб! Неужели не подобало тебе простить твоему должнику, когда я простил тебе во много раз больше?» И приказал ввергнуть этого человека в темницу, пока тот не отдаст весь долг.

Эта притча была понятна иудеям, но, чтобы нам понять ее, необходимо произвести математический расчет. Что такое 10000 талантов? Талант — это мера измерения денежной массы. Один талант равен 27 килограммам. В талантах обычно измеряли золото. Если в одном килограмме 1000 грамм, то в таланте 27000 грамм. Сегодня грамм золота стоит 2000 рублей. Если 10000талантов мы переведем в наши деньги, то получим сумму в 540 миллиардов рублей. Вот такую сумму по сегодняшним меркам задолжал первый должник. Второй же должник был должен 100 динарий. Динарий — плата, которую обычно получал ремесленник за дневной труд. Сегодня это примерно 1000 рублей. То есть второй должник был должен 100 тысяч рублей. Можно ли сравнить сто тысяч и 540 миллиардов?

Почему Господь приводит такие несравнимые суммы? Таким образом, Он указывает, что мы согрешили пред Богом во много раз больше, чем те, кто согрешил пред нами. В молитве Господней мы молимся: «… и оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим». Эта молитва приятна Богу, потому что в ней закон любви. Всегда ли мы осознаем и принимаем это условие прощения наших грехов. И если мы не научились прощать людям, то вспомним притчу о должниках. Потому я привел эти цифры, чтобы мы поняли, в каком долгу мы перед Господом. Но Господь милует и прощает нас, и учит нас исполнять закон любви.

Церковь помогаем каждому человеку осознать этот долг пред Богом. Своих должников мы всегда знаем и помним, а вот о своих долгах пред Господом забываем. Мы согрешаем каждый день. А ведь Господь создал Церковь земную, чтобы через нее человек вошел в Церковь небесную. И наша земная Церковь — это мост, это лестница восхождения к Богу. Первая ступенька этой лестницы — это Таинство крещения, а остальные ступеньки мы строим сами. Построили ступеньку — поднялись выше.

Хорошо, когда рядом есть храм. В нем мы совершаем Таинство Крещения, молимся о здравии и упокоении, исповедуемся, собороваться, причаститься. И человек идет в храм, чтобы восполнить свои духовные потребности. Поэтому одна из ступенек этой лестницы восхождения к Богу — это забота о храме.

Наш храм— это дом прихода. Мы отдаем свой долг пред Богом, когда заботимся о доме Божьем, то есть о нашем храме. Слава Богу, у нас есть люди, которые поддерживают в храме чистоту, пекут просфоры, стирают облачения. Но кто эти люди? Это люди старшего поколения. Молодежь знает, что бабушки пойдут, помолятся за всех, и о здравии, и об упокоении. Когда же приходит молодежь, в основном это женщины с детьми. Мужчины прячутся за своих жен, потому что вроде как не мужское дело — молиться, пусть женщины помолятся. Поэтому и получается, что весь труд заботы о храме лежит на женщинах.

К чему я это говорю? К тому, что священник, который должен заботиться о духовном и нравственном состоянии своих прихожан, всегда должен быть готов совершить молитву, исповедать, помочь человеку обрести духовное равновесие, на деле превращается и в реставратора, и в строителя, и в дворника, и в сторожа... Нам храм достался в разрушенном состоянии. Вот уже десять лет непрерывной работы, как мы его восстанавливаем. И хочется к вам обратиться. Когда к нам в село приезжают люди, они проезжают мимо храма и думают: «Какой нерадивый настоятель здесь живет. Что-то у него на территории все заросло...» Могу ли я быть хорошим священником, если я пренебрегу своими прямыми обязанностями и начну заниматься хозяйством.

Вот и приходиться мне опускать глаза и думать: «Когда же настанут времена, когда придут мужчины и скажут: отец Александр, у меня есть полчаса, давай покошу у тебя тут немножко». Надо попросить своих мужей, своих братьев. Ведь каждый ухаживает за своей территорией, зайдешь — у всех чисто, опрятно. А у храма все заросло. Детям не безопасно играть на строительной площадке. Так что нет пока этой ступеньки, не построена она у нас с вами. Многих добродетелей мы можем достичь, но если не хватит только одной ступеньки, то мы не поднимемся к Богу, а упадем.

Моя задача — чтобы совершалась молитва в храме, чтобы храм созидался, чтобы приход духовно укреплялся, и была община. Все в ведомстве настоятеля, но правильно ли будет, если я заброшу свои духовные попечения, а стану заниматься только трудом по храму? Поэтому обращаюсь к вам - помогите мне в других вопросах.

И возвращаясь к сегодняшней евангельской притче. Почему Господь рассказывает ее Своим ученикам? Накануне апостол Петр спрашивал у Иисуса Христа: «Сколько раз надо прощать? Семь ли раз, как того требует закон Моисеев?» Что же Господь отвечает Петру — не только семь раз, но семьдесят семь раз прости брату, который согрешил против тебя. Вот это и есть закон любви, который Господь предлагает нам выполнить в нашей жизни. Читая молитву «Отче наш», давайте помнить, что не простив согрешающих против нас, мы не исполним закон любви и не войдем в Царство Небесное, не хватит нам этой ступеньки. Простите. Спаси Господи всех вас!

 

 
Слово огласительное на Пасху

Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста звучит во всех православных храмах на пасхальной заутрене после того, как верующие целуют друг друга, поздравляя со Светлым праздником Пасхи — Воскресением Христовым.

 

Мы Вконтакте

Ильинский храм, Яковлевское.
Открытое сообщество

Пожертвование

Дорогие братья и сестры!

Вы можете помочь
восстановлению
Ильинского храма,
село Яковлевское.